Статьи и Материалы

Обзор самых заметных стартапов, закрывшихся в прошлом году

Обзор самых заметных стартапов, закрывшихся в прошлом году

Обзор самых заметных стартапов, закрывшихся в прошлом году

Сегодня вспомним стартапы, которые привлекли миллионы долларов, но по тем или иным причинам вынуждены были закрыться совсем недавно. На ошибки, которые они совершали, стоит обратить внимание каждому технологическому бизнесу — поэтому радует, что основатели охотно делятся своим негативным опытом.

Secret

По словам основателя стартапа, Дэвида Биттоу, команде Secret удалось создать продукт, которым пользовались 15 миллионов человек. Дэвид написал прощальную статью на Medium, в которой рассказал, что проект не оправдал его надежд.
  • Инвестиции: приложение Secret привлекло $35 млн в трёх раундах.
  • Срок жизни: 15 месяцев.
  • Причина: «Secret не представляет собой то видение, которое было у меня, когда я начинал компанию. Я верю, что это правильное решение для меня, наших инвесторов и команды».

Идея казалась действительно перспективной и будоражащей, особенно на волне всеобщего стремления к анонимности (которое набрало обороты примерно в 2014 году).

Парадоксальность идеи привлекала новых пользователей, однако в итоге продукт оказался слишком нишевым. Когда Secret запустился в России, Дэвид Биттоу так прокомментировал поведение российских пользователей: «Ни в одной другой стране мира люди не публикуют такое количество неприличного контента».


Clinkle

  •  Что: мобильный сервис, который позволяет производить платежи посредством ультразвука (технология Aerolink).
То, что начиналось как универсальная платежная платформа, которая заменит всё и вся, в итоге вылилось в несколько скандалов, увольнений и потерю инвесторов.
  • Инвестиции: стартап привлек $30,5 млн в четырёх раундах.
  • Срок жизни: номинально стартап жив, однако руководство резко сузило функциональность Clinkle — теперь это сервис для студентов, который позволяет производить платежи и зарабатывать «подарки», которые, в числе прочего, можно пересылать друзьям.
  • Причина: сам Лукас Дюплан, основатель стартапа, признает ряд своих управленческих ошибок, ссылаясь на неопытность.

Clinkle был и остается одним из примеров типичных «стартапов мечты» — харизматичный руководитель, быстрый рост, внимание прессы, скандалы и, конечно, неугасимая вера основателя в благоприятный исход всего дела. На раннем этапе Ричард Брэнсон и StartX инвестировали в проект $5 млн.

Grooveshark
  • Что: рекомендательный музыкальный сервис.

Сервис, в котором пользователи могли загружать композиции, доступные всем, организовывать их в плейлисты и пользоваться музыкальными рекомендациями (Grooveshark Radio).

  • Инвестиции: стартап привлек $4,6 млн в трёх раундах.
  • Срок жизни: 9 лет и 2 месяца.
  • Причина: иски о нарушении авторских прав от Universal Music Group, Sony Music Entertainment и Warner Music Group. На официальном сайте сервиса можно увидеть прощальное обращение к пользователям от 30 апреля 2015 года. Ныне проект переродился как grooveshark.im.

Один из самых масштабных музыкальных проектов, в ядре которого были персональные рекомендации. Grooveshark дал миру много хороших идей, но допустил стратегическую ошибку в отношении вопроса авторских прав. Буквально на днях стало известно о смерти основателя сервиса, 28-летнего Джоша Гринберга.

FOBO
  • Что: iOS-приложение для продажи использованных гаджетов онлайн.
Сервис анализировал eBay-цены на выставляемый товар, после чего проводился 97-минутный аукцион. Если продажи не происходило — товар по стартовой цене выкупал сам сервис, после чего занимался его перепродажей (с комиссионным вознаграждением сервиса в 15%). В своем профиле на Tumblr разработчики попрощались с пользователями и сообщили о закрытии сервиса.
  • Инвестиции: стартап привлёк $1,6 млн в двух раундах.
  • Срок жизни: 3 года и 9 месяцев.
  • Причина: сервису так и не удалось стать чем-то большим, чем «промежуточное решение» между eBay и Gazelle. По факту приложение было удобным и модель работала, однако переломить пользовательские привычки не удалось — большинство продолжило пользоваться привычными сервисами.

Один из самых забавных способов продать что-нибудь ненужное, так и не ставший массовым.

Allmyapps
  • Что: первый магазин приложений для Windows PC.

Сервис был призван помочь быстро устанавливать новые приложения для Windows, а также обновлять уже установленные.

  • Инвестиции: привлёк $1,4 млн в двух раундах.
  • Срок жизни: 4 года и 5 месяцев.
  • Причина: Первые инвестиции в размере €70 тысяч стартап получил от друзей и родственников, в марте 2014 года компания вышла на месячную прибыль в €30 тысяч, в то время как для коммерческого успеха было нужно в два раза больше. Бизнес был продан IronSource, партнеру Allmyapps, с которым стартап сотрудничал более полутора лет. Стоимость сделки составила €361 тысячу.

Амбициозный и в то же время очень «домашний» проект, который хотел сделать жизнь пользователей проще.

В целом среди наиболее популярных причин провала можно назвать:

  1. Недостаток управленческого опыта у основателей. Очень много авторов громких стартапов после их закрытия скромно признаются в этом в своей колонке на Medium.
  2. Прямое давление со стороны «больших» конкурентов. Как это было в случае с Grooveshark или, например, Twitpic.
  3. Сильная зависимость от сторонних сервисов. Так «Яндекс» работал над сервисом, который рекомендовал заведения и новости, исходя из действий друзей в Facebook. Проект пришлось свернуть, когда социальная сеть закрыла API (к слову, API Facebook — взрывоопасная штука, разработчики то и дело его меняют).
  4. Смежная или одинаковая аудитория с уже популярными сервисами. До того же Secret уже был Whisper, а до FOBO был eBay. В то же время новый сервис не предлагал ничего радикально нового. У «ВКонтакте» получилось заработать популярность во многом благодаря низкой популярности Facebook среди российской молодежи в начале 2000-х годов.





Возврат к списку









Курс валют
 26.07.2017
Доллар США $ (USD) 59.8185
Евро € (EUR)69.7005

Наши партнеры


Календарь мероприятий

События